«Российская газета»: Закрыть дефицит

«Российская газета»: Закрыть дефицит

Поможет ли Багаевский гидроузел решить проблему маловодности Дона? 

Текст: Наталья Малахова.


Уже не первый год в Ростовской области активно обсуждают проект Багаевского гидроузла. Несмотря на то, что первоначально решение о необходимости его появления на Дону было принято еще в середине прошлого века, до сих пор ведутся жаркие дебаты о том, чего же от этого проекта будет больше, вреда или пользы. Одно из главных опасений – качество воды в Дону станет хуже. Так ли это?


Право голоса

Этой осенью в Багаевском, Октябрьском, Усть-Донецком и Семикаракорском районах Ростовской области прошли общественные слушания, где каждый житель района, территорию которого так или иначе затронет это гидросооружение, мог задать свои вопросы и высказать замечания. А в середине декабря в Москве на площадке «Открытого правительства» состоялся экспертный совет, на котором обсуждали результаты публичного ценового и технологического аудита проекта. Эти мероприятия – только малая часть того общественного обсуждения, которое сейчас развернулось вокруг БГУ. После каждого такого совета принимаются рекомендации, которые проектировщик затем обязательно рассматривает и оценивает.
Главная цель столь широкой презентации проекта – максимально учесть пожелания экспертов, экономистов, экологов и, конечно же, местных жителей. При этом так уж вышло, что, оценивая этот локальный проект, эксперты зачастую выходят на более глобальный уровень, говоря вообще о ситуации с водопользованием на юге России, о нерациональном использовании воды и о том, как же исправить ситуацию. Но, чтобы понять, как сократить бездумное расходование воды и каким образом соблюсти баланс интересов всех водопользователей – водных транспортных компаний, производителей рыбы, собственников орошаемых земельных участков и жителей Дона, нужно вернуться на несколько десятилетий назад.

Зачем Дон завязали в «узел»

Доктор технических наук, профессор, директор Российского информационно-аналитического и научно-исследовательского водохозяйственного центра Алексей Косолапов говорит о том, что, когда принималось решение о строительстве Цимлянского водохранилища и каскада гидросооружений на Дону, цели преследовали две: дать новый импульс развитию относительно дешевого водного транспорта и обеспечить водой орошаемое земледелие, на которое возлагали большие надежды.
Предполагалось, что все сооружения (Цимлянское водохранилище и пять гидроузлов) построят очень быстро, максимум за пять лет. Водохранилище действительно соорудили всего за 3-4 года, и первое его наполнение прошло уже в 1953 году. А затем настала очередь строительства каскада гидроузлов, которые должны были обеспечить Дону необходимую для водного транспорта глубину. Замыкать каскад как раз и должен был Багаевский гидроузел.
Но затем строительство гидросооружений приостановили: Николаевский и Константиновский гидроузлы построили гораздо позже, в 1970-1980-е годы прошлого века, а до Багаевского и вовсе добрались только к началу нынешнего века. Почему так произошло?
Так сложилось, что последние годы в Ростовской области были маловодными: Дон постепенно мелел, в Цимлянском водохранилище катастрофически не хватало воды. И из-за обмеления стали возникать проблемы не только с донским судоходством, но и с обеспечением местных жителей питьевой водой.

Соблюдая баланс

– Ни для кого не секрет, что водохозяйственный баланс в области сложный. Последние маловодные годы привели к тому, что попуск воды, который осуществляется сейчас из Цимлянского водохранилища, недостаточен для рыбы, для поливных земельных участков. И такое техсооружение, как Багаевский гидроузел, может помочь в решении этой проблемы, – считает заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН Михаил Болгов. – При этом нужно понимать, что любое строительство оказывает влияние на экосистему. И главная задача сейчас – принять такое решение, которое минимизирует ущерб и риск от строительства объекта и даст максимальную экономическую отдачу.
С ним солидарен и Алексей Косолапов.
– Естественно строительство любого гидросооружения наносит определенный вред экосистеме в целом и водоемам в частности. Но я не думаю, что кто-то из нас захотел бы вернуться в первобытно-общинный строй и отказаться от всех тех благ, которыми мы привыкли пользоваться. А значит, нужно просто научиться разумно подходить к любому новому изобретению, проекту. Конечно, взгляды и мнения здесь могут быть разными, поэтому тем более важно научиться договариваться, – считает Косолапов.

Комментарий

Ирина Плетникова, эксперт-эколог со стажем более 20 лет, сотрудник НИИ экологии - головного института Минприроды:
– Сейчас много говорят о том, что качество воды в реке Дон с появлением гидроузла может снизиться, но при этом почти никто не обращает внимания, что из-за чрезвычайно низкого уровня и растущих расходов воды в реках Дон и Аксай летом и осенью население Семикаракорска и других городов и поселков может вообще остаться без питьевой воды. Уже была ситуация, например, когда в летнюю межень 2015 года из-за значительного падения уровня воды в реке ситуация с обеспечением населения питьевой водой была близка к чрезвычайной. В некоторые населенные пункты ее подавали по часам. И единственным выходом может быть повышение уровня воды в реке, что и должен обеспечить Багаевский гидроузел.

Кстати

В проекте гидроузла предусматривается строительство двух водозаборов: один возведут для нужд самого объекта, а второй – для поселка строителей. После того как работы на объектах закончатся, один из них смогут передать на баланс местного водоканала, и жители, таким образом, получат совершенно новый водозабор. А еще в рамках строительства БГУ предусмотрена рекультивация земель и ландшафтное проектирование, в рамках которого построят берегоукрепительные сооружения, создадут пляжи для местного населения, искусственные рыбные нерестилища, приближенные к естественным, и восстановят зеленую зону.

Источник.